Социология управления

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Направление подготовки (специальность) Организация здравоохранения и общественное здоровье

Форма обучения Очная

Трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы

1. Цель освоения дисциплины (модуля) Социология управления (далее –дисциплина).

Цель освоения дисциплины: совершенствование знаний, умений, практических навыков необходимых для осуществления профессиональной деятельности по управлению коллективом в медицинском учреждении.

 

   2. Место дисциплины в структуре оПоп ППО Университета

            Дисциплина относится к разделу ОД.О.04 дисциплины по выбору ординаторов

           

            3. Требования к результатам освоения дисциплины:

№ п/п

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

Оценочные средства

 

Знать:

- место и роль теории социального управления в системе наук;

- основные направления управленческой мысли и социологии управления;

- сущность управленческой деятельности (взаимодействие субъекта и объекта управления);

- структуру управленческой деятельности и определение ее основных компонентов;

- определения и отличительные особенности социального лидерства и партнерства;

- общие характеристики социального управления и специфику их проявления в здравоохранении;

- принципы принятия эффективного управленческого решения;

- сущность, виды, функции и механизмы социального контроля;

- определение, этапы и методы разрешения социального конфликта.

Тесты, реферат

 

Уметь

- осуществлять управленческие мероприятия в здравоохранении по социальному прогнозированию, проектированию и планированию;

- квалифицированно принимать управленческие решения;

- организовывать работу персонала в медицинском учреждении.

- применять методы социального управления на практике.

 

Контрольные вопросы, тесты, ситуационные задачи

 

Владеть

- навыками преодоления социальных конфликтов;

- прикладными аспектами управления медицинским учреждением

Ситуационные задачи

 

4. Распределение трудоемкости дисциплины.

4.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по годам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по годам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

1

2

Аудиторная работа, в том числе

1,3

48

 

48

   Лекции (Л)

0,3

12

 

 

   Практические занятия (ПЗ)

0,7

24

 

 

   Семинары (С)

0,3

12

 

 

Самостоятельная работа (СР)

0,7

24

 

24

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

   Зачет (З)

 

 

 

З

ИТОГО

2

72

 

72

 

 

4.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

Год обучения

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ПЗ

С

СР

Всего

 

1

2

Управленческие отношения в здравоохранении

6

12

6

12

36

Реферат, Тесты,

2

2

Социология медицинской организации

6

12

6

12

36

Контрольные вопросы, тесты, ситуационные задачи

 

 

ИТОГО

12

24

12

24

72

 

4.3. Распределение лекций по годам обучения

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1

Управленческие отношения в здравоохранении

 

6

2

Социология медицинской организации

 

6

 

ИТОГО (всего -  12 АЧ)

 

12

4.4. Распределение тем практических занятий по годам

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1

Принципы и методы социально-ориентированного управления в системе здравоохранения

 

6

2

Модели управленческих решений

 

6

3

Стратегии управления медицинским персоналом

 

12

 

ИТОГО (всего -  24 АЧ)

 

24

4.5. Распределение тем семинаров по годам

п/№

Наименование тем семинаров

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1

Стратегия кадрового менеджмента, особенности персонала и управленческая роль руководителя на разных стадиях развития организации.

 

6

2

Роль личности руководителя в управлении изменениями медицинской организации

 

6

 

ИТОГО (всего - 12  АЧ)

 

12

4.6. Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам

п/№

Наименование вида СР*

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемым темам

 

12

2.

Написание рефератов по заданной тематике

 

8

3.

Подготовка к участию в деловых играх, тренингах

 

4

 

ИТОГО (всего - 24 АЧ)

 

24

 

5. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

5.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:

№ п/п

Год

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

2

Контроль самостоятельной работы студента,

Контроль освоения темы

Устное собеседование

 

Управленческие отношения в здравоохранении

Тесты

Реферат, Контрольные вопросы

 

10

5

  1.  

2

Контроль самостоятельной работы студента,

Контроль освоения темы

Социология медицинской организации

Тесты

Ситуационные задачи

10

5

 

5.2. Примеры оценочных средств:

Контрольные вопросы:

  1. Медицинские учреждения как социальные организации. Особенности функционирования медицинских учреждений

  2. Особенности руководства медицинским учреждением.

  3. Характеристика индивидуальных и коллективных субъектов и объектов управления в здравоохранении.

4. Основные виды управленческих отношений в здравоохранении.

5. Взаимоотношения врач-пациент

 

Темы рефератов:

1. Эволюция концепций и систем социального управления.

2. Ситуационный подход в социальном управлении.

3. Государственное управление в системе социального управления.

4. Проблемы управления социальным конфликтом.

5. Управление мотивацией.

6. Гендерный аспект в социальном управлении.

7. Социальная самоорганизация и управление в здравоохранении.

8. Законы Паркинсона, Мерфи и др. в социальном управлении.

9. Социальные системы и их составляющие.

 

5.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

Тесты:

1. К признакам социального управления относится воздействие:

1) где преобладает социальное целеполагание и социальное проектирование, сознательное начало;

2) определяемое общечеловеческими ценностями, закрепленными в международных и межгосударственных договорах и соглашениях, и ценностями конкретного социума, закрепленными в обязательствах государства, других социальных институтов;

3) через специально подготовленных людей;

4) выходящее за пределы трудовых отношений;

5) всегда существующее в рамках взаимодействия (с институтами самоорганизации и самоуправления).

Правильные ответы: Все верны

2. К общим принципам социального управления относятся:

1) социальная ориентация;

2) объективность;

3) демократизм;

4) косвенный контроль;

5) оптимальность.

Правильные ответы: 1, 2, 3, 5.

3. К субъектам управления в здравоохранении относятся:

1) главный врач;

2) врач;

3) пациент;

4) предприниматель;

5) общество.

Правильные ответы: 1, 4.

 

Контрольные вопросы:

  1. Теоретико-методологические основы социального управления.

  2. Социальное планирование и прогнозирование.

  3. Социология лечебно-профилактических учреждений.

  4. Социально-психологические отношения в коллективах ЛПУ.

  5. Особенности руководства медицинским учреждением.

6.Медицинское учреждение как социальная организация.

7. Основные характеристики социального управления.

 

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

6.1. Перечень рекомендуемой литературы

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

 

10

 

2.

Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.

 

20

 

3.

Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.

 

20

 

4

Решетников А. В., Ефименко С. А., Богачанская Н. Н. Социология управления / Методическое пособие на CD-R, 2010.

 

10

 

6.2. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы интернов/ординаторов (при наличии).

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А. В. Курс лекций «Социология управления» / CD-R, 2010

10

 

2.

Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.

 

10

 

            6.3. Перечень методических рекомендаций для преподавателей (при наличии).

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий

В электронном виде

 

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

7.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1. аудитория для проведения лекций и практических занятий -1

2. компьютерный класс -1

 

7.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийный комплекс -1,

Компьютеры – 9.

Презентации лекций, мультимедийные наглядных материалы по различным разделам дисциплины. Доски.

8. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Имитационные технологии: Ситуационные задачи, тренинги, ролевые игры направленные на решение практических задач будущих руководителей медицинских организаций, проводимые в компьютерном классе.

2. Неимитационные технологии: круглый стол, групповое обсуждение по методу  кругового сбора идей.

Всего 80%  интерактивных занятий от объема аудиторной работы.

 

8.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

1. Групповое обсуждение по методу  кругового сбора идей следующей темы: «Наиболее эффективная и приемлемая модель организации для системы здравоохранения».

 

2. Круглый стол «Материальное и нематериальное стимулирование сотрудников. Виды стимулирования: основные и второстепенные».

 

3. Ситуационная задача. Вы работаете зав. хирургическим отделением в онкологическом центре, в котором работают 12 врачей. Большая часть попадающих к вам пациентов – это больные с диагнозом рака легких.

Большинство работающих в вашем отделении врачей – 10 человек – курящие. Причем на этаже, где располагается ваше отделение, есть только одно место, отведенное для курения, общее и для врачей, и для пациентов.

Директор центра недоволен тем, что врачи вашего отделения, вместо пропаганды здорового образа жизни, являют собой негативный пример для окружающих и особенно для больных. Он потребовал от Вас положить этому конец и следить за тем, чтобы впредь подобная практика не повторялась. В принципе, директор понимает, что нельзя в одночасье заставить 10 человек бросить курить, однако ему не нравится то, что сотрудники курят на глазах у больных и их родственников.

Вы знаете, что работа с больными раком сильно воздействует на психику самих врачей. Кроме того, нехватка кадров привела к тому, что некоторые врачи работают на 1,5 и более ставок, что изматывает не только морально, но и физически. Сами вы тоже являетесь заядлым курильщиком. Вам хотелось бы найти такое решение, которое удовлетворяло бы как директора, так и врачей вашего отделения и соответствовало бы врачебной этики. Во время бесед со своими сотрудниками Вы не услышали ни одного заверения о прекращении курения.

С другой стороны, вы не можете оказывать большое давление на своих сотрудников, так как все они профессионалы высокого уровня и претензий к их работе у Вас нет. Ваши действия?

 

Тренинг командообразования.

Тренинг проходит в интерактивном режиме и включает: ролевые игры, дискуссии, индивидуальные задания, работу в малых группах, решением актуальных ситуационных задач. В процессе обучения командообразованию ординаторы получают знания о способах решения конкретных стратегических задач, связанных с управлением персоналом. Также командообразование предполагает наработку навыков эффективного взаимодействия в команде, разработку плана действий в решении поставленной стратегической цели и создание благоприятной и конструктивной атмосферы в коллективе.

Тренинг состоит из 4 игр-упражнений. Игра «Мяч», Упражнение «Ау, кто ты?», Игра «Узелок», Игра «Воздушный шар».

В заключении занятия идет групповое обсуждение того, какие выводы и открытия сделал для себя каждый участник тренинга.

 

8.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/

2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library

3. Электронная библиотека психолога http://www.psychological.ru

4. Электронная библиотека книг и учебников по социологии: http://socioline.ru/library

5. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.