Социология управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Направление подготовки (специальность) Организация здравоохранения и общественное здоровье
Форма обучения Очная
Трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы
1. Цель освоения дисциплины (модуля) Социология управления (далее –дисциплина).
Цель освоения дисциплины: совершенствование знаний, умений, практических навыков необходимых для осуществления профессиональной деятельности по управлению коллективом в медицинском учреждении.
2. Место дисциплины в структуре оПоп ППО Университета
Дисциплина относится к разделу ОД.О.04 дисциплины по выбору ординаторов
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
№ п/п |
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны |
Оценочные средства |
|
Знать: - место и роль теории социального управления в системе наук; - основные направления управленческой мысли и социологии управления; - сущность управленческой деятельности (взаимодействие субъекта и объекта управления); - структуру управленческой деятельности и определение ее основных компонентов; - определения и отличительные особенности социального лидерства и партнерства; - общие характеристики социального управления и специфику их проявления в здравоохранении; - принципы принятия эффективного управленческого решения; - сущность, виды, функции и механизмы социального контроля; - определение, этапы и методы разрешения социального конфликта. |
Тесты, реферат |
|
Уметь - осуществлять управленческие мероприятия в здравоохранении по социальному прогнозированию, проектированию и планированию; - квалифицированно принимать управленческие решения; - организовывать работу персонала в медицинском учреждении. - применять методы социального управления на практике.
|
Контрольные вопросы, тесты, ситуационные задачи |
|
Владеть - навыками преодоления социальных конфликтов; - прикладными аспектами управления медицинским учреждением |
Ситуационные задачи |
4. Распределение трудоемкости дисциплины.
4.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по годам:
Вид учебной работы |
Трудоемкость |
Трудоемкость по годам (АЧ) |
||
объем в зачетных единицах (ЗЕ) |
объем в академических часах (АЧ) |
|||
1 |
2 |
|||
Аудиторная работа, в том числе |
1,3 |
48 |
|
48 |
Лекции (Л) |
0,3 |
12 |
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
0,7 |
24 |
|
|
Семинары (С) |
0,3 |
12 |
|
|
Самостоятельная работа (СР) |
0,7 |
24 |
|
24 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
Зачет (З) |
|
|
|
З |
ИТОГО |
2 |
72 |
|
72 |
4.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля
№ |
Год обучения |
Наименование раздела дисциплины |
Виды учебной работы (в АЧ) |
Оценочные средства |
||||
|
|
|
Л |
ПЗ |
С |
СР |
Всего |
|
1 |
2 |
Управленческие отношения в здравоохранении |
6 |
12 |
6 |
12 |
36 |
Реферат, Тесты, |
2 |
2 |
Социология медицинской организации |
6 |
12 |
6 |
12 |
36 |
Контрольные вопросы, тесты, ситуационные задачи |
|
|
ИТОГО |
12 |
24 |
12 |
24 |
72 |
|
4.3. Распределение лекций по годам обучения
п/№ |
Наименование тем лекций |
Объем в АЧ |
|
|
|
Год 1 |
Год 2 |
1 |
Управленческие отношения в здравоохранении |
|
6 |
2 |
Социология медицинской организации |
|
6 |
|
ИТОГО (всего - 12 АЧ) |
|
12 |
4.4. Распределение тем практических занятий по годам
п/№ |
Наименование тем практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Год 1 |
Год 2 |
1 |
Принципы и методы социально-ориентированного управления в системе здравоохранения |
|
6 |
2 |
Модели управленческих решений |
|
6 |
3 |
Стратегии управления медицинским персоналом |
|
12 |
|
ИТОГО (всего - 24 АЧ) |
|
24 |
4.5. Распределение тем семинаров по годам
п/№ |
Наименование тем семинаров |
Объем в АЧ |
|
|
|
Год 1 |
Год 2 |
1 |
Стратегия кадрового менеджмента, особенности персонала и управленческая роль руководителя на разных стадиях развития организации. |
|
6 |
2 |
Роль личности руководителя в управлении изменениями медицинской организации |
|
6 |
|
ИТОГО (всего - 12 АЧ) |
|
12 |
4.6. Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам
п/№ |
Наименование вида СР* |
Объем в АЧ |
|
|
|
Год 1 |
Год 2 |
1. |
Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемым темам |
|
12 |
2. |
Написание рефератов по заданной тематике |
|
8 |
3. |
Подготовка к участию в деловых играх, тренингах |
|
4 |
|
ИТОГО (всего - 24 АЧ) |
|
24 |
5. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
5.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:
№ п/п |
Год |
Формы контроля |
Наименование раздела дисциплины |
Оценочные средства |
||
Виды |
Кол-во вопросов в задании |
Кол-во независимых вариантов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
2 |
Контроль самостоятельной работы студента, Контроль освоения темы Устное собеседование
|
Управленческие отношения в здравоохранении |
Тесты Реферат, Контрольные вопросы
|
10 |
5 |
|
2 |
Контроль самостоятельной работы студента, Контроль освоения темы |
Социология медицинской организации |
Тесты Ситуационные задачи |
10 |
5 |
5.2. Примеры оценочных средств:
Контрольные вопросы:
-
Медицинские учреждения как социальные организации. Особенности функционирования медицинских учреждений
-
Особенности руководства медицинским учреждением.
-
Характеристика индивидуальных и коллективных субъектов и объектов управления в здравоохранении.
4. Основные виды управленческих отношений в здравоохранении.
5. Взаимоотношения врач-пациент
Темы рефератов:
1. Эволюция концепций и систем социального управления.
2. Ситуационный подход в социальном управлении.
3. Государственное управление в системе социального управления.
4. Проблемы управления социальным конфликтом.
5. Управление мотивацией.
6. Гендерный аспект в социальном управлении.
7. Социальная самоорганизация и управление в здравоохранении.
8. Законы Паркинсона, Мерфи и др. в социальном управлении.
9. Социальные системы и их составляющие.
5.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.
Тесты:
1. К признакам социального управления относится воздействие:
1) где преобладает социальное целеполагание и социальное проектирование, сознательное начало;
2) определяемое общечеловеческими ценностями, закрепленными в международных и межгосударственных договорах и соглашениях, и ценностями конкретного социума, закрепленными в обязательствах государства, других социальных институтов;
3) через специально подготовленных людей;
4) выходящее за пределы трудовых отношений;
5) всегда существующее в рамках взаимодействия (с институтами самоорганизации и самоуправления).
Правильные ответы: Все верны
2. К общим принципам социального управления относятся:
1) социальная ориентация;
2) объективность;
3) демократизм;
4) косвенный контроль;
5) оптимальность.
Правильные ответы: 1, 2, 3, 5.
3. К субъектам управления в здравоохранении относятся:
1) главный врач;
2) врач;
3) пациент;
4) предприниматель;
5) общество.
Правильные ответы: 1, 4.
Контрольные вопросы:
-
Теоретико-методологические основы социального управления.
-
Социальное планирование и прогнозирование.
-
Социология лечебно-профилактических учреждений.
-
Социально-психологические отношения в коллективах ЛПУ.
-
Особенности руководства медицинским учреждением.
6.Медицинское учреждение как социальная организация.
7. Основные характеристики социального управления.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
6.1. Перечень рекомендуемой литературы
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.
|
10 |
|
2. |
Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.
|
20 |
|
3. |
Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.
|
20 |
|
4 |
Решетников А. В., Ефименко С. А., Богачанская Н. Н. Социология управления / Методическое пособие на CD-R, 2010.
|
10 |
|
6.2. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы интернов/ординаторов (при наличии).
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А. В. Курс лекций «Социология управления» / CD-R, 2010 |
10 |
|
2. |
Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.
|
10 |
|
6.3. Перечень методических рекомендаций для преподавателей (при наличии).
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий |
В электронном виде |
|
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
7.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1. аудитория для проведения лекций и практических занятий -1
2. компьютерный класс -1
7.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийный комплекс -1,
Компьютеры – 9.
Презентации лекций, мультимедийные наглядных материалы по различным разделам дисциплины. Доски.
8. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. Имитационные технологии: Ситуационные задачи, тренинги, ролевые игры направленные на решение практических задач будущих руководителей медицинских организаций, проводимые в компьютерном классе.
2. Неимитационные технологии: круглый стол, групповое обсуждение по методу кругового сбора идей.
Всего 80% интерактивных занятий от объема аудиторной работы.
8.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
1. Групповое обсуждение по методу кругового сбора идей следующей темы: «Наиболее эффективная и приемлемая модель организации для системы здравоохранения».
2. Круглый стол «Материальное и нематериальное стимулирование сотрудников. Виды стимулирования: основные и второстепенные».
3. Ситуационная задача. Вы работаете зав. хирургическим отделением в онкологическом центре, в котором работают 12 врачей. Большая часть попадающих к вам пациентов – это больные с диагнозом рака легких.
Большинство работающих в вашем отделении врачей – 10 человек – курящие. Причем на этаже, где располагается ваше отделение, есть только одно место, отведенное для курения, общее и для врачей, и для пациентов.
Директор центра недоволен тем, что врачи вашего отделения, вместо пропаганды здорового образа жизни, являют собой негативный пример для окружающих и особенно для больных. Он потребовал от Вас положить этому конец и следить за тем, чтобы впредь подобная практика не повторялась. В принципе, директор понимает, что нельзя в одночасье заставить 10 человек бросить курить, однако ему не нравится то, что сотрудники курят на глазах у больных и их родственников.
Вы знаете, что работа с больными раком сильно воздействует на психику самих врачей. Кроме того, нехватка кадров привела к тому, что некоторые врачи работают на 1,5 и более ставок, что изматывает не только морально, но и физически. Сами вы тоже являетесь заядлым курильщиком. Вам хотелось бы найти такое решение, которое удовлетворяло бы как директора, так и врачей вашего отделения и соответствовало бы врачебной этики. Во время бесед со своими сотрудниками Вы не услышали ни одного заверения о прекращении курения.
С другой стороны, вы не можете оказывать большое давление на своих сотрудников, так как все они профессионалы высокого уровня и претензий к их работе у Вас нет. Ваши действия?
Тренинг командообразования.
Тренинг проходит в интерактивном режиме и включает: ролевые игры, дискуссии, индивидуальные задания, работу в малых группах, решением актуальных ситуационных задач. В процессе обучения командообразованию ординаторы получают знания о способах решения конкретных стратегических задач, связанных с управлением персоналом. Также командообразование предполагает наработку навыков эффективного взаимодействия в команде, разработку плана действий в решении поставленной стратегической цели и создание благоприятной и конструктивной атмосферы в коллективе.
Тренинг состоит из 4 игр-упражнений. Игра «Мяч», Упражнение «Ау, кто ты?», Игра «Узелок», Игра «Воздушный шар».
В заключении занятия идет групповое обсуждение того, какие выводы и открытия сделал для себя каждый участник тренинга.
8.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/
2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library
3. Электронная библиотека психолога http://www.psychological.ru
4. Электронная библиотека книг и учебников по социологии: http://socioline.ru/library
5. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.
Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.
Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.