Экономика здравоохранения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент
Профиль Менеджмент в здравоохранении
Степень Бакалавр
Форма обучения Заочная
Трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц
1. Цель и задачи освоения дисциплины «Экономика здравоохранения».
Цель освоения учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»
состоит в овладении студентами теоретическими знаниями, в формировании профессиональных компетенций, умений и навыков в области экономики здравоохранения и экономики медицинской организации.
Задачи дисциплины:
- знать:
- актуальные вопросы экономики здравоохранения;
-пути формирования экономического мышления (ПК-28);
-пути формирования навыков изучения и анализа научной литературы и официальных статистических обзоров по экономике здравоохранения;
-уметь:
- анализировать показатели работы структурных подразделений организации здравоохранения;
- проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам на этапе додипломной подготовки в рамках изучения дисциплины «Экономика здравоохранения»;
- использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам;
владеть:
- современными методами и методиками экономического анализа, позволяющим в будущей профессии принимать эффективные управленческие решения в сфере экономики медицинской организации;
- навыками коллективной работы в малых группах.
2. Место дисциплины в структуре ооп Университета.
2.1. Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения» относится к разделу
вариативных дисциплин и является составной частью цикла специальных дисциплин. Для её освоения студенту необходимо предварительно изучить такие дисциплины, как «Математика», «Экономическая теория», «Статистика».
2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Экономическая теория (Экономика)
Знания: теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики.
Умения: решать экономические задачи на уровне отдельной организации.
Навыки: владеть методиками расчета основных экономических показателей.
Математика
Знания: теоретических основ математического анализа и линейной алгебры.
Умения: использовать методы математического анализа.
Навыки: оценки результатов математического анализа.
Статистика
Знания: количественных характеристик структуры общества, деятельности людей.
Умения: выявить основные закономерности в поведении отдельных групп людей и отдельного индивида, социальные индикаторы тех или иных процессов.
Навыки: определять источники данных для решения той или иной экономической проблемы, осуществлять сбор данных, их обработку, анализ и интерпретацию результатов.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: «Теория менеджмента», «Маркетинг».
«Теория менеджмента»
Знания: способов управления материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами;
Умения: руководить финансовой службой организации, осуществляющей финансовый анализ;
Навыки: фискального самоуправления; моделирования бизнес-процессов; постановки задач планирования бизнес-процессов.
«Маркетинг»
Знания: способов управления информационными ресурсами организации здравоохранения.
Умения: сочетать экономические интересы организации здравоохранения с интересами рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения.
Навыки: использования ранее изученных инструментов маркетинга с целью повышения эффективности рыночной деятельности фирмы; использования раздела «Маркетинг» бизнес-плана организации здравоохранения, как ознакомительного элемента обучения дисциплине «Экономика здравоохранения», для удовлетворения целей фирмы через удовлетворение требований рынка.
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
3.1. Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций[1]:
п/№ |
Номер/ индекс компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: |
|||
Знать |
Уметь |
Владеть |
Оценочные средства[2] |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ОК-1 |
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
Приоритетные направления развития национальной экономики и перспективы экономического и социального развития отрасли здравоохранения и организации здравоохранения |
Анализировать научную и публицистическую литературу; Излагать и редактировать предметный материал |
Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии |
Реферат, собеседование по ситуационным задачам, участие в круглом столе, презентация курсовой работы |
|
ОК-2 |
Способность и готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности |
Методы клинико-экономического анализа в медицине; Основы экономического анализа деятельности ЛПУ как хозяйствующего субъекта; |
Определять цель экономического анализа;
|
Навыками применения методов экономических оценок для выявления приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов отрасли |
Собеседование по ситуационным задачам, Компьютерное тестирование |
|
ПК-3 |
Способность и готовность к организации и осуществлению практических проектов по актуальной проблематике в соответствии со специализацией |
Структуру Бизнес-плана медицинской организации |
Разрабатывать основные разделы бизнес-плана |
Навыками расчета основных экономических показателей медицинской организации |
Собеседование по ситуационным задачам, Оценка презентации бизнес-плана
|
|
ПК-4 |
Способность к работе в команде; способность к действиям в рамках согласованных целей и задач |
Принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в здравоохранении |
Разрабатывать единый бизнес-план в малой группе |
Навыками работы в команде при составлении и презентации бизнес-плана |
Оценка презентации бизнес-плана |
|
ПК-9 |
Готовность к планированию, организации и осуществлению мероприятий по моделированию экономических условий, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения в рамках соответствующей специализации |
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-экономическую деятельность организации здравоохранения |
Систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, рецензировать тексты по вопросам экономики и управления здравоохранением |
Навыками обоснования оптимальных методов оплаты медицинской помощи, оплаты труда в здравоохранении РФ. |
Собеседование по ситуационным задачам, эссе |
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
п/№ |
№ компетенции |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ОК-1 ОК-2 ПК-3 |
Экономика медицинской организации |
1.1.Затраты и доходы медицинских организаций. Предоставление прав медицинским учреждениям заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы 1.2. Методология и методика ценообразования в организациях здравоохранения |
|
ОК-1 ОК-2 ПК-9 |
Методы оплаты в медицине |
2.1.Методы оплаты медицинской помощи 2.2. Оплата труда в здравоохранении |
|
ОК-1 ОК-2 ПК-4 |
Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта |
3.1. Экономические особенности функционирования различных организационно-правовых форм некоммерческих и коммерческих организаций здравоохранения 3.2.Основы бизнес-планирования медицинской организации. |
5.Распределение трудоемкости дисциплины
Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы |
Всего часов 180 зачетных единиц 5 |
Семестры |
||
№ 5 |
№ __ |
|||
180часов |
часов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Аудиторные занятия (всего), в том числе: |
12 |
|
|
|
Лекции (Л) |
6 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ), |
6 |
|
|
|
Семинары (С) |
- |
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
- |
|
|
|
Экзамен |
36 |
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе: |
132 |
|
|
|
Курсовая работа (КР) |
18 |
|
|
|
Реферат, эссе (Реф) |
12 |
|
|
|
Подготовка к занятиям(ПЗ) |
30 |
|
|
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК)) |
36 |
|
|
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)) |
36 |
|
|
|
Вид промежуточной аттестации |
зачет (З) |
|
|
|
ИТОГО: Общая трудоемкость |
180 час. |
|
|
|
ЗЕТ |
|
|
|
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля
п/№ |
№ семестра |
Наименование раздела учебной дисциплины |
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) |
||||
Л |
ЛР |
ПЗ |
СРС |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
2 |
Экономика здравоохранения |
6 |
|
6 |
132 |
144 |
Тесты, контр. вопросы, ситуацион. задачи |
5.3. Распределение лекций по семестрам:
п/№ |
Название тем лекций учебной дисциплины |
Объем в АЧ |
|
5 семестр |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Затраты и доходы медицинских организаций. Предоставление прав медицинским учреждениям заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы. |
5семест 2ч. |
|
|
Методы оплаты в медицине. |
5семестр 2ч. |
|
|
Организационно - экономические особенности функционирования некоммерческих и коммерческих организаций здравоохранения |
5семестр 2ч. |
|
|
Итого |
6ч. |
|
5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам: нет.
5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
п/№ |
Название тем практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Методология и методика ценообразования в организациях здравоохранения |
5семестр 1ч. |
|
|
Затраты и доходы медицинских организаций |
5 семестр 1ч. |
|
|
Методы оплаты медицинской помощи. |
5 семестр 1ч. |
|
|
Оплата труда в здравоохранении |
5 семестр 1 ч. |
|
|
Экономические особенности функционирования медицинских организаций различных организационно-правовых форм |
5 семестр 1ч. |
|
|
Экономические аспекты бизнес-планирования медицинской организации |
5 семестр 1ч. |
|
|
Итого |
6ч. |
|
5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам: нет.
5.7. Распределение тем семинаров по семестрам: нет.
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№ |
Наименование вида СРС |
Объем в АЧ 132 часа |
|
|
5 семестр |
1. |
1.Написание эссе 2.Подготовка к занятиям: Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами
3.Подготовка к текущему контролю
|
12ч.
30ч.
36ч. |
2. |
1.Написание курсовой работы (разработка бизнес-планов) и подготовка презентации
|
18ч.
|
3. |
Подготовка к промежуточному контролю |
36ч.
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:
№ п/п |
№ семестра |
Формы контроля |
Наименование раздела дисциплины |
Оценочные средства |
||
Виды |
Кол-во вопросов в задании |
К-во независимых вариантов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
5 семестр |
Входной контроль; Текущий контроль
|
Экономика медицинской организации |
Тесты Контрольные вопросы
Решение ситуационных задач |
10
10
|
5
10
|
|
5 семестр |
Текущий контроль
|
Методы оплаты медицинской помощи |
Тесты Контрольные вопросы
Решение ситуационных задач
|
10
10
|
5
10
|
|
5 семестр |
Текущий контроль
|
Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта |
Контрольные вопросы Решение ситуационных задач Защита бизнес-плана
|
10 |
|
|
5 семестр |
Промежуточный контроль |
Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения» |
Тесты, решение ситуационных задач |
|
|
6.2.Примеры оценочных средств:
для входного контроля (ВК) (определяется уровень знаний по предшествующей дисциплине –«экономическая теория») |
Тесты: На микроуровне решается вопрос о том: 1) как добиться полной занятости 2) с каким уровнем инфляции мы столкнемся 3) что и как производить 4) как стимулировать экономический рост |
Контрольные вопросы: 1. Какие факторы спроса в рыночной экономике Вам известны? |
|
Задание: Цена товара -110 р. Общие затраты на производство-140 р. при выпуске1ед -200р. при 2ед -300р.при 3ед. -400р. при 4ед. -600р.при 5 ед. Определите оптимальный объем производства
|
|
для текущего контроля (ТК) |
Тесты К внешним альтернативным источникам финансирования ЛПУ относятся: 1) средства добровольного медицинского страхования; благотворительные средства; кредиты банков; накопления на депозитных счетах в банках; 2) доходы от медицинских услуг, предоставленных на коммерческой основе гражданам сверх Программы государственных гарантий; доходы в виде арендной платы; реализация технологий лечения, научно-методической информации; средства фонда амортизации.
|
Контрольные вопросы:В чем состоят причины «асимметричности информации» на рынке медицинских услуг? |
|
Задание: На основе изучения Федерального закона «О Федеральном бюджете РФ» и Постановления правительства РФ «О программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ» составьте таблицу финансовых ресурсов здравоохранения на текущий год.
|
|
для промежуточного контроля (ПК) |
Тесты Какие формы собственности в здравоохранении РФ Вы определяете: 1) общественная; 2) федеральная; 3) региональная; 4) муниципальная; 5) коллективно-долевая; 6) частная 7) все виды собственности; 8) все, кроме общественной формы собственности.
|
Контрольные вопросы Какой метод оплаты стационарной помощи Вы считаете наиболее рациональным? |
|
Задания по расчету основных экономических показателей бизнес-плана медицинской организации Определите порог рентабельности и постройте график точки безубыточности медицинской организации, используя следующие данные: Переменные затраты -1100 д. ед. Постоянные затраты - 860д. ед. Объем медицинских услуг за рассматриваемый период -400 услуг. Цена одной услуги – 0,5 д. ед. |
-
Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации:
Экзаменационные вопросы:
-
Сущность экономического анализа деятельности организации здравоохранения.
-
Методы клинико-экономического анализа в медицине.
-
Формы и системы оплаты труда в здравоохранении.
-
Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении.
-
Применение смешанной формы оплаты труда и гонорарного метода оплаты в здравоохранении.
-
Показатели эффективности деятельности учреждения здравоохранения.
-
Стимулирование самосохранительного поведения пациента.
Курсовая работа:
Разработка бизнес-плана медицинской организации в малых группах. Цель бизнес-планирования, организационно-правовая форма медицинской организации (некоммерческая, коммерческая), для которой разрабатывается бизнес-план, студентами выбирается самостоятельно. Защита бизнес-планов осуществляется в виде презентации.
Участвуют все преподаватели дисциплины «Экономика здравоохранения».
Примерная тематика контрольных вопросов:
-
Каковы основные источники финансирования здравоохранения РФ?
-
Из каких структурных элементов складываются ресурсы медицинской организации?
-
Какие Вам известны методы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи?
-
Какой метод оплаты стационарной помощи Вы считаете наиболее рациональным?
-
Что подразумевается под термином «подушевое» финансирование?
-
Каковы основные формы и системы оплаты труда в здравоохранении?
-
Какие методы клинико-экономического анализа в медицине Вам известны?
-
В чем состоит сущность метода «затраты-эффективность»?
-
В каких обстоятельствах следует применять метод «затраты-полезность»?
-
Какие Вам известны возможные альтернативные источники финансирования бюджетных и автономных учреждений здравоохранения?
-
Каковы возможности самофинансирования бюджетных и автономных учреждений здравоохранения?
-
Обоснованно ли введение «соплатежей» населения, практикующихся в некоторых странах? Есть ли предпосылки для введения «соплатежей» в оплате медицинской помощи в РФ?
-
Какие специфические черты рынка услуг здравоохранения Вам известны?
-
В чем состоят причины «асимметричности информации» на рынке медицинских услуг?
-
Каковы методы государственного регулирования рынка медицинских услуг?
-
Какие организационно-правовые формы некоммерческих медицинских организаций Вам известны?
-
Какие существуют типы учреждений здравоохранения в РФ?
-
Для каких целей некоммерческой медицинской организации используется методика бизнес-планирования?
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
7.1. Перечень основной литературы:
п/№ |
Наименование |
Кол-во экземпляров |
|
в библиотеке |
на кафедре |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Учебное пособие «Экономика здравоохранения». Под общ. ред. А.В.Решетникова -М.:ГЭОТАР-МЕД,2010г. |
30 |
2 |
|
А.В. Решетников, Н.Г.Шамшурина, В.М.Алексеева, Е.Е. Кобяцкая, Т.Н. Жилина Учебное пособие под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова «Применение клинико-экономического анализа в медицине»- М.:ГЭОТАР-Медиа,2009 г. |
100 |
5 |
7.2. Перечень дополнительной литературы[3]
п/№ |
Наименование |
Кол-во экземпляров |
|
в библиотеке |
на кафедре |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения.- М.: МЦФЭР,2004г. |
3 |
5 |
|
Шамшурина Н.Г., Кобяцкая Е.Е., Жилина Т.Н. и др. Дифференцированная оплата труда врачей общей практики (семейных врачей) в условиях обязательного медицинского страхования. Методические рекомендации. - М.: ФФ ОМС, 2005.- 35 с. |
10 |
2 |
|
Шамшурина Н.Г. в соавт. Применение индикаторов эффективности в новой системе дифференцированной оплаты труда, отражающей качество и результативность деятельности персонала бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №1». Методические рекомендации.- Чебоксары-Москва:Тульский полиграфист», 2011- 55 с. |
5 |
- |
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
|
|
На кафедре |
В библиотеке |
1. |
Требования к написанию курсовой работы – машинописная работа кафедры/ Авторы: Жилина Т.Н., Шамшурина Н.Г., Боярский С.Г. и др. М.: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012.- 9 с. |
1 |
В электронной библиотеке Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, на сайте деканата |
2. |
Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учёту и контролингу.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 160 с. |
1 |
- |
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А.В., Шамшурина Н.Г., Алексеева В.М., Кобяцкая Е.Е., Жилина Т.Н. Методология проведения мастер-классов, семинаров и тренингов…(экономика). Под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 72 с. |
5 |
2 |
2. |
Жилина Т.Н. Методология проведения семинаров на примере темы курса экономики здравоохранения «Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях».- Росмедпортал, 2010.- 14 с. |
1 |
Электронный журнал «Руководителю ЛПУ» - Rosmedportal.com |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1. Учебная комната (аудитория для проведения лекций и практических занятий – 1.
2. Компьютерный класс- 1.
8.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1.Мультимедийное оборудование -1,
2. Оверхеты - 2
3. Компьютеры – 9.
4. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.
5.Доски 2.
9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:
Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины:
1. Проблемные лекции.
2. Дискуссии.
3. «Круглые столы».
4. Игровое проектирование.
80 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.
9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
1. Дискуссия «Платные услуги в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения».
2. Проблемная лекция « Методы оплаты медицинской помощи».
3. Круглый стол «Приватизация в здравоохранении: цели ее проведения и оценка социально-экономических последствий» (на основе анализа международного опыта)
4. Игровое проектирование: «Разработка гипотетических бизнес-планов некоммерческих и коммерческих медицинских организаций» в малых группах.
9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1.Интернет-ресурсы (Rosmedportal.com).
2.Электронные образовательные ресурсы (сетевой образовательный ресурс e-mail:fuz20112mail.ru,
3.Аудиовизуальные ресурсы (Шамшурина Н.Г. Финансирование здравоохранения: затраты на лечение сахарного диабета 2 типа в РФ и зарубежных странах. - Под ред. акад. РАМН И.Н. Денисова, член-корр. РАМН В.З. Кучеренко - М.: «Русский врач», 2009.) -10 шт.
[1] Компетенции должны соответствовать видам профессиональной деятельности и Учебным циклам ООП ФГОС-3 соответствующей специальности
[2] Виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные домашние задания, реферат, эссе, отчеты по практике
[3] Дополнительная учебная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы и включает учебно-методические пособия, изданные в ГБОУ ВПО «___________________», машинописные работы кафедры, и содержит не более 3х изданных за последние 5-10 лет печатных и/или электронных изданий по учебным дисциплинам (модулям) базовой части всех циклов
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчики: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.
Профессор кафедры, д.э.н., профессор Шамшурина Н.Г.
Доцент кафедры, к.э.н., доцент Кобяцкая Е.Е.
Доцент кафедры Жилина Т.Н.