Экономика здравоохранения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент

Профиль Менеджмент в здравоохранении

Степень Бакалавр

Форма обучения Заочная

Трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц

1. Цель и задачи освоения дисциплины «Экономика здравоохранения».

Цель освоения учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»

 состоит в овладении  студентами теоретическими знаниями, в  формировании профессиональных  компетенций, умений и навыков   в области экономики здравоохранения и экономики медицинской организации.

Задачи дисциплины:

-  знать:

- актуальные вопросы экономики здравоохранения;

-пути формирования экономического мышления (ПК-28);

-пути формирования навыков изучения и анализа  научной литературы и официальных статистических обзоров по экономике здравоохранения;

-уметь:

- анализировать показатели работы структурных подразделений организации здравоохранения;

- проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам на этапе додипломной подготовки в рамках изучения дисциплины «Экономика здравоохранения»;

- использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам;

владеть:

- современными методами и методиками экономического анализа, позволяющим в будущей профессии принимать эффективные управленческие решения в сфере экономики медицинской организации;

- навыками коллективной работы в малых группах.

     2. Место дисциплины  в структуре ооп Университета.

2.1. Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения»  относится к разделу

вариативных  дисциплин  и является составной частью цикла специальных дисциплин.  Для её освоения  студенту необходимо  предварительно изучить такие дисциплины, как «Математика»,  «Экономическая теория», «Статистика».

 

2.2. Для изучения данной дисциплины  необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

 

Экономическая теория  (Экономика)

                                                      

 

Знания: теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики.

Умения: решать экономические задачи на уровне отдельной организации.

Навыки: владеть методиками расчета основных экономических показателей.

 

                                                             

Математика

                                               

 

Знания:  теоретических основ математического анализа и линейной алгебры.

Умения: использовать методы математического анализа.

Навыки: оценки результатов математического анализа.

Статистика

                                               

Знания: количественных характеристик структуры общества, деятельности людей.

Умения: выявить основные закономерности в поведении отдельных групп людей и отдельного индивида, социальные индикаторы тех или иных процессов.

Навыки: определять источники данных для решения той или иной экономической проблемы, осуществлять сбор данных, их обработку, анализ и интерпретацию результатов.

     2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: «Теория менеджмента», «Маркетинг».

«Теория менеджмента»

Знания: способов управления материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами;

Умения:  руководить финансовой службой организации, осуществляющей финансовый анализ;

Навыки: фискального самоуправления; моделирования бизнес-процессов; постановки задач планирования бизнес-процессов.

«Маркетинг»

Знания: способов управления информационными ресурсами организации здравоохранения.

Умения: сочетать экономические интересы организации здравоохранения с интересами рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения.

Навыки: использования ранее изученных инструментов маркетинга с целью повышения эффективности рыночной деятельности фирмы; использования раздела «Маркетинг» бизнес-плана организации здравоохранения, как ознакомительного элемента обучения дисциплине «Экономика здравоохранения», для удовлетворения целей фирмы через удовлетворение требований рынка.

 

3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

3.1. Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций[1]:

 

п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства[2]

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

ОК-1

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Приоритетные направления развития национальной экономики и перспективы экономического и социального развития

отрасли здравоохранения и организации здравоохранения

Анализировать научную и публицистическую литературу;

Излагать и редактировать предметный материал

Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии

Реферат,

собеседование по ситуационным задачам,

участие в круглом столе,

презентация курсовой работы

  1.  

ОК-2

Способность и готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению

научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

Методы клинико-экономического анализа в медицине;

Основы экономического анализа деятельности ЛПУ как хозяйствующего субъекта;

Определять цель экономического анализа;

 

 

Навыками применения методов экономических оценок для выявления приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов отрасли

Собеседование по ситуационным задачам,

Компьютерное тестирование

  1.  

ПК-3

Способность и готовность к организации и осуществлению  практических проектов по актуальной проблематике в соответствии со специализацией

Структуру

Бизнес-плана медицинской организации

Разрабатывать основные разделы бизнес-плана

Навыками расчета основных экономических показателей медицинской организации

Собеседование по ситуационным задачам,

Оценка презентации бизнес-плана

 

  1.  

ПК-4

Способность к работе в команде; способность к действиям в рамках согласованных целей и задач

Принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в здравоохранении

Разрабатывать единый бизнес-план в малой группе

Навыками работы в команде при составлении и презентации бизнес-плана

Оценка презентации бизнес-плана

  1.  

ПК-9

Готовность к планированию, организации  и осуществлению  мероприятий  по моделированию  экономических условий, оказывающих  влияние на здоровье и качество жизни  населения в рамках соответствующей  специализации

Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-экономическую деятельность  организации здравоохранения

Систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, рецензировать тексты по вопросам экономики и управления здравоохранением

Навыками

обоснования

оптимальных методов оплаты медицинской помощи, оплаты труда в здравоохранении РФ.

Собеседование по ситуационным задачам,

эссе

 

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

№ компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах  (темы разделов)

1

2

3

4

  1.  

ОК-1

ОК-2

ПК-3

Экономика медицинской организации

1.1.Затраты и доходы медицинских организаций. Предоставление прав медицинским учреждениям заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы

1.2. Методология и методика ценообразования в организациях здравоохранения

  1.  

ОК-1

ОК-2

ПК-9

Методы оплаты в медицине

2.1.Методы оплаты медицинской помощи

2.2. Оплата труда в здравоохранении

  1.  

ОК-1

ОК-2

ПК-4

Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта

3.1. Экономические особенности функционирования различных организационно-правовых форм некоммерческих и коммерческих организаций здравоохранения

3.2.Основы бизнес-планирования медицинской организации.

 

5.Распределение трудоемкости дисциплины

Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы

Всего часов 180 зачетных единиц 5

Семестры

№ 5

№ __

180часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

12

 

 

Лекции (Л)

6

 

 

Практические занятия (ПЗ),

6

 

 

Семинары (С)

-

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

-

 

 

Экзамен

36

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

132

 

 

Курсовая работа (КР)

18

 

 

Реферат, эссе (Реф)

12

 

 

Подготовка к занятиям(ПЗ)

30

 

 

Подготовка к текущему контролю (ПТК))

36

 

 

Подготовка к промежуточному контролю (ППК))

36

 

 

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

 

 

 

ИТОГО: Общая трудоемкость

180 час.

 

 

 

ЗЕТ

 

 

 

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

п/№

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1.  

2

Экономика здравоохранения

6

 

6

132

144

Тесты, контр. вопросы, ситуацион. задачи

5.3. Распределение лекций по семестрам:

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины

Объем в АЧ

5 семестр

 

1

2

3

4

  1.  

Затраты и доходы медицинских организаций. Предоставление прав медицинским учреждениям  заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы.

5семест

2ч.

 

  1.  

Методы оплаты в медицине.

5семестр

2ч.

 

  1.  

Организационно - экономические особенности функционирования некоммерческих и коммерческих организаций здравоохранения

5семестр

2ч.

 

 

Итого

6ч.

 

 

5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам: нет.

5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:

п/№

Название тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

1

2

3

4

  1.  

Методология и методика ценообразования в организациях здравоохранения

5семестр

1ч.

 

  1.  

Затраты и доходы медицинских организаций

5 семестр

1ч.

 

  1.  

Методы оплаты медицинской помощи.

5 семестр

1ч.

 

  1.  

Оплата труда в здравоохранении

5 семестр

1 ч.

 

  1.  

Экономические особенности функционирования медицинских организаций различных организационно-правовых форм

5 семестр

1ч.

 

  1.  

Экономические аспекты бизнес-планирования медицинской организации

5 семестр

1ч.

 

 

Итого

6ч.

 

 

5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам: нет.

5.7. Распределение тем семинаров по семестрам: нет.

5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

п/№

Наименование вида СРС

Объем в АЧ       132 часа

 

 

5 семестр

1.

1.Написание эссе

2.Подготовка к занятиям:

Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами

 

3.Подготовка к текущему контролю

 

 

12ч.

 

30ч.

 

 

 

36ч.

2.

1.Написание курсовой работы (разработка бизнес-планов) и подготовка презентации

 

 

 

18ч.

 

 

 

 

 

 

3.

Подготовка к промежуточному контролю

36ч.

 

 

 

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:

№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела  дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

5 семестр

Входной

контроль;

Текущий

контроль

 

 

Экономика медицинской организации

Тесты

Контрольные вопросы

 

Решение ситуационных задач

10

 

10

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

5

семестр

Текущий  контроль

 

 

 

 

 

 

 

Методы оплаты медицинской помощи

Тесты

Контрольные вопросы

 

Решение ситуационных задач

 

10

 

 

10

 

5

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

  1.  

5

семестр

Текущий

контроль

 

 

 

 

Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта

Контрольные вопросы

Решение ситуационных задач

Защита бизнес-плана

 

 

 

10

 

 

 

 

 

  1.  

5 семестр

Промежуточный контроль

Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения»

Тесты, решение ситуационных задач

 

 

6.2.Примеры оценочных средств:

для входного контроля (ВК)

(определяется уровень знаний по предшествующей дисциплине –«экономическая теория»)

Тесты: 

На микроуровне решается вопрос о том:

1) как добиться полной занятости

2) с каким уровнем инфляции мы столкнемся

3) что и как производить

4) как стимулировать экономический рост

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы спроса в рыночной экономике Вам известны?

Задание:

Цена товара -110 р.

Общие затраты на производство-140 р. при выпуске1ед

                                                        -200р. при                 2ед

                                                        -300р.при                 3ед.

                                                        -400р. при                4ед.

                                                       -600р.при                 5 ед.

Определите оптимальный объем производства

     

для текущего контроля (ТК)

Тесты

К внешним альтернативным источникам финансирования ЛПУ относятся:

1) средства добровольного медицинского страхования; благотворительные средства; кредиты банков; накопления на депозитных счетах в банках;

2) доходы от медицинских услуг, предоставленных на коммерческой основе гражданам сверх Программы государственных гарантий; доходы в виде арендной платы; реализация технологий лечения, научно-методической информации; средства фонда амортизации.

 

 

Контрольные вопросы:

В чем состоят причины «асимметричности информации» на рынке медицинских услуг?

Задание:

На основе изучения Федерального закона «О Федеральном бюджете РФ» и Постановления правительства РФ «О программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ»  составьте таблицу финансовых ресурсов здравоохранения на текущий год.

 

для промежуточного контроля (ПК)

Тесты

Какие формы собственности в здравоохранении РФ Вы определяете:

1) общественная;

2) федеральная;

3) региональная;

4) муниципальная;

5) коллективно-долевая;

6) частная

7) все виды собственности;

8) все, кроме общественной формы собственности.

 

 

Контрольные вопросы

Какой метод оплаты стационарной помощи Вы считаете наиболее рациональным?

Задания по расчету основных экономических показателей бизнес-плана медицинской организации

Определите порог рентабельности и постройте график точки безубыточности медицинской организации, используя следующие данные:

Переменные затраты -1100 д. ед.

Постоянные затраты  - 860д. ед.

Объем медицинских услуг за рассматриваемый период -400 услуг.

Цена одной услуги – 0,5 д. ед.

  1. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации:

       Экзаменационные вопросы:

  1. Сущность экономического анализа деятельности организации здравоохранения.

  2. Методы  клинико-экономического анализа в медицине.

  3. Формы и системы оплаты труда в здравоохранении.

  4. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении.

  5. Применение смешанной формы оплаты труда и гонорарного метода оплаты в здравоохранении.

  6. Показатели эффективности деятельности учреждения здравоохранения.

  7. Стимулирование самосохранительного поведения пациента.

 

           Курсовая работа:

 

Разработка бизнес-плана медицинской организации в малых группах. Цель бизнес-планирования, организационно-правовая форма медицинской организации (некоммерческая, коммерческая), для которой разрабатывается бизнес-план, студентами выбирается самостоятельно. Защита бизнес-планов осуществляется  в виде презентации.

Участвуют все преподаватели дисциплины «Экономика здравоохранения».

 

             Примерная тематика контрольных вопросов:

 

  1. Каковы основные источники финансирования здравоохранения РФ? 

  2. Из каких структурных элементов складываются ресурсы медицинской организации?       

  3. Какие Вам известны методы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи?

  4. Какой метод оплаты стационарной помощи Вы считаете наиболее рациональным?

  5. Что подразумевается под термином «подушевое» финансирование?

  6. Каковы основные формы и системы оплаты труда в здравоохранении?

  7. Какие методы клинико-экономического анализа в медицине Вам известны?

  8. В чем состоит сущность метода «затраты-эффективность»?

  9. В каких обстоятельствах следует применять метод «затраты-полезность»?

  10. Какие Вам    известны возможные альтернативные источники финансирования бюджетных и автономных учреждений здравоохранения?

  11. Каковы возможности самофинансирования бюджетных и автономных учреждений здравоохранения?

  12. Обоснованно ли введение «соплатежей» населения, практикующихся в некоторых странах? Есть ли предпосылки для введения «соплатежей» в оплате медицинской помощи в РФ?

  13. Какие специфические черты рынка услуг здравоохранения Вам известны?

  14. В чем состоят причины «асимметричности информации» на рынке медицинских услуг?

  15. Каковы методы государственного регулирования рынка медицинских услуг?

  16. Какие организационно-правовые формы некоммерческих медицинских организаций Вам известны?

  17. Какие существуют типы учреждений здравоохранения в РФ?

  18. Для каких целей некоммерческой медицинской организации используется методика бизнес-планирования?

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

7.1. Перечень основной литературы:

п/№

Наименование

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

  1.  

Учебное пособие «Экономика здравоохранения». Под общ. ред. А.В.Решетникова -М.:ГЭОТАР-МЕД,2010г.

30

2

  1.  

А.В. Решетников, Н.Г.Шамшурина, В.М.Алексеева,

Е.Е. Кобяцкая, Т.Н. Жилина Учебное пособие под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова

«Применение клинико-экономического анализа в медицине»- М.:ГЭОТАР-Медиа,2009 г.

100

5

7.2. Перечень дополнительной литературы[3]

п/№

Наименование

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

 

3

4

  1.  

Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения.- М.: МЦФЭР,2004г.

3

5

  1.  

Шамшурина Н.Г., Кобяцкая Е.Е., Жилина Т.Н. и др. Дифференцированная оплата труда врачей общей практики (семейных врачей) в условиях обязательного медицинского страхования. Методические рекомендации. - М.: ФФ ОМС, 2005.- 35 с.

10

2

  1.  

Шамшурина Н.Г. в соавт. Применение индикаторов эффективности в новой системе дифференцированной оплаты труда, отражающей качество и результативность деятельности персонала бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №1». Методические рекомендации.- Чебоксары-Москва:Тульский полиграфист», 2011- 55 с.

5

-

 

     7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

 

 

На кафедре

В библиотеке

1.

Требования к написанию курсовой работы – машинописная работа кафедры/ Авторы: Жилина Т.Н., Шамшурина Н.Г., Боярский С.Г. и др. М.: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012.- 9 с.

1

В электронной библиотеке Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, на сайте деканата

2.

Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учёту и контролингу.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 160 с.

1

-

 

7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:

 

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А.В., Шамшурина Н.Г., Алексеева В.М., Кобяцкая Е.Е., Жилина Т.Н. Методология проведения мастер-классов, семинаров и тренингов…(экономика). Под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 72 с.

5

2

2.

Жилина Т.Н. Методология проведения семинаров на примере темы курса экономики здравоохранения «Оплата труда медицинских работников в новых экономических условиях».- Росмедпортал, 2010.- 14 с.

1

Электронный журнал «Руководителю ЛПУ» - Rosmedportal.com

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1. Учебная комната (аудитория для проведения лекций и практических занятий – 1.

2. Компьютерный класс- 1.

8.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1.Мультимедийное оборудование -1,

2. Оверхеты -       2

3. Компьютеры – 9.

4. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

5.Доски 2.

9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины:

1. Проблемные лекции.

            2. Дискуссии.  

            3. «Круглые столы».

            4.  Игровое проектирование.

80 %  интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

            1.   Дискуссия «Платные услуги в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения».

            2.      Проблемная лекция « Методы оплаты медицинской помощи».

            3.   Круглый стол «Приватизация в здравоохранении: цели ее проведения и оценка социально-экономических последствий» (на основе анализа международного опыта)

            4. Игровое проектирование:  «Разработка гипотетических бизнес-планов некоммерческих и коммерческих медицинских организаций» в малых группах.     

9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1.Интернет-ресурсы (Rosmedportal.com).

2.Электронные образовательные ресурсы (сетевой образовательный ресурс e-mail:fuz20112mail.ru,

3.Аудиовизуальные ресурсы (Шамшурина Н.Г. Финансирование здравоохранения: затраты на лечение сахарного диабета 2 типа в РФ и зарубежных странах. - Под ред. акад. РАМН И.Н. Денисова, член-корр. РАМН В.З. Кучеренко - М.: «Русский врач», 2009.) -10 шт.


[1] Компетенции должны соответствовать видам профессиональной деятельности и Учебным циклам ООП ФГОС-3 соответствующей специальности

[2] Виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные домашние задания, реферат, эссе, отчеты по практике

[3] Дополнительная учебная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы и включает  учебно-методические пособия, изданные в ГБОУ ВПО «___________________», машинописные работы кафедры, и содержит не более 3х изданных за последние 5-10 лет печатных и/или электронных изданий по учебным дисциплинам (модулям) базовой части всех циклов

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчики: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры, д.э.н., профессор Шамшурина Н.Г.

                           Доцент кафедры, к.э.н., доцент Кобяцкая Е.Е.

                           Доцент кафедры Жилина Т.Н.