Экономика здравоохранения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Направление подготовки (специальность) Организация здравоохранения и общественное здоровье

Форма обучения Очная

Трудоемкость дисциплины 6 зачетных единиц

1. Цель освоения дисциплины «Экономика здравоохранения».

Цель освоения дисциплины: совершенствование ординаторами  экономических  знаний в формировании профессиональных  умений, владений (навыков) в области экономики медицинской организации для осуществления профессиональной деятельности.

  

   2. Место дисциплины в структуре оПоп ППО Университета

            Дисциплина относится к разделу Специальные дисциплины -

               ОД.О.01.04 Экономика здравоохранения                                                        (указывается индекс и наименование раздела)

           

            3. Требования к результатам освоения дисциплины:

№ п/п

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

Оценочные средства*

 

Знать:

- сущность, основные понятия и методы экономики здравоохранения;

- перспективы экономического развития отрасли здравоохранения и медицинской организации ;

- особенности рынка услуг здравоохранения;

- основные источники финансирования отрасли здравоохранения и медицинской организации;

- методы оплаты медицинской помощи;

-индикаторы социально-экономической эффективности здравоохранения;

- основы медицинского страхования;

- актуарные расчеты в медицинском страховании;

- расчет тарифов (ценообразование) в медицинском страховании;

- экономические аспекты функционирования различных типов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и коммерческих организаций;

- планирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных организаций, составление сметы казенного учреждения здравоохранения;

-  основы бухгалтерского и управленческого учета медицинской организации, бюджетирование как современный инструмент  управления ЛПУ;

- калькулирование себестоимости медицинской услуги;

- основы принятия ценовых решений;

- особенности оплаты труда медицинских работников;

- индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ медицинским персоналом в системе дифференцированной  оплаты труда;

- основы экономического анализа деятельности медицинской организации;

- финансовый учет и финансовый анализ;

- клинико-экономический анализ в медицине;

- аутсорсинг как современный институт  эффективности деятельности ЛПУ;

- основы бизнес-планирования медицинской организации;

- основы инвестиционного менеджмента в медицинской организации;

- налогообложение медицинской организации.

 

собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, контрольные вопросы;  реферат, эссе .

 

 

Уметь:

- анализировать научную и публицистическую литературу, нормативно-правовую базу  по вопросам экономики здравоохранения;

- анализировать внешние и внутренние источники финансирования здравоохранения и медицинской организации;

- анализировать методы оплаты стационарной и поликлинической медицинской помощи;

- проводить актуарные расчеты в медицинском страховании;

- рассчитывать  тарифы в медицинском страховании;

- анализировать план финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, смету казенного учреждения;

- проводить калькулирование себестоимости медицинской услуги, основанное на операциях;

- принимать ценовые решения;

- применять индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ медицинским персоналом в системе дифференцированной оплаты труда;

-  использовать методы экономического и финансового анализа медицинской организации;

- определять цель экономического анализа в медицине, выделять главные концептуальные подходы к обоснованию альтернативных вложений в развитие медицинских программ и методов лечения;

- анализировать возможность использования аутсорсинга в деятельности ЛПУ;

- разрабатывать основные разделы бизнес-плана;

- проводить экономическую оценку инвестиций;

- анализировать основные виды налогов медицинской организации.

собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, контрольные вопросы;  реферат, эссе .

 

Владеть :

- критическим анализом экономической информации в информационных источниках и в научной литературе;

-  навыками обоснования оптимальных методов оплаты медицинской помощи, оплаты труда в медицинской организации;

- навыками расчета основных  финансовых и экономических показателей медицинской организации;

- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

- навыками планово-экономической деятельности в медицинской организации;

- методом бизнес-планирования медицинской организации;

- навыками применения методов экономических оценок для выявления приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов отрасли.

собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты; контрольные вопросы;  реферат, эссе .

 

 

 

*примерные виды оценочных средств: собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе и др.

 

Приложение № 4

4. Распределение трудоемкости дисциплины.

4.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по годам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по годам (АЧ)

 

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

 

1

2

 

Аудиторная работа, в том числе

6

144

-

144

 

   Лекции (Л)

1,6

58

 

58

 

   Практические занятия (ПЗ)/Клинические практические занятия (КПЗ)

2,4

86

 

86

 

Самостоятельная работа (СР)

2

72

 

72

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

   зачет/экзамен (указать З или Э)

 

 

 

З

 

ИТОГО

6

216

 

216

 

4.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

Год обучения

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ПЗ/КПЗ

С

СР

всего

 

1.

2

Здравоохранение как отрасль социальной сферы экономики

8

14

-

24

46

зачет

2.

2

Основы медицинского страхования

4

8

-

24

36

зачет

3.

2

Экономика медицинской организации

32

78

-

24

134

зачет

 

 

ИТОГО

44

100

-

72

216

экзамен

4.3. Распределение лекций по годам обучения

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

Здравоохранение как отрасль социальной сферы экономики

Год 1

Год 2

1.

Здравоохранение в системе рыночных отношений. Особенности рынка услуг здравоохранения.

-

2

2.

Финансово-кредитная система и социальный сектор.

Финансирование здравоохранения. Внутренние источники финансирования.

-

2

3.

Методы оплаты медицинской помощи.

-

2

4.

Индикаторы социально-экономической эффективности здравоохранения.

-

2

 

Основы медицинского страхования.

 

 

5.

Медицинское страхование как механизм социальной защиты в области охраны здоровья.

-

1

6.

Взаимоотношения субъектов медицинского страхования.

-

1

7.

Актуарные расчеты в медицинском страховании

-

1

8.

Расчет тарифов (ценообразование) в медицинском страховании

-

1

 

Экономика медицинской организации

 

 

9.

Экономические аспекты функционирования различных типов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и коммерческих организаций

-

2

10.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных организаций. Смета казенного учреждения.

-

2

11.

Бухгалтерский и управленческий учёт. Бюджетирование как современный инструмент управления ЛПУ. Калькулирование себестоимости медицинской услуги, основанное на операциях. Пооперационное калькулирование или АВС-система.

-

2

12.

Принятие ценовых решений. Цена медицинской услуги. Цена лекарственного средства.

-

2

13.

Оплата труда медицинских работников

-

2

14.

Применение индикаторов интенсивности, результативности и качества выполняемых работ медицинским персоналом в системе дифференцированной оплаты труда.

-

2

15.

Экономический анализ деятельности медицинской организации. Финансовый учёт и финансовый анализ.

-

2

16.

Клинико-экономический анализ в медицине.

-

2

17.

Аутсорсинг как современный инструмент эффективности деятельности ЛПУ.

-

2

18.

Структура бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана. Презентация бизнес-плана.

-

6

19.

Инвестиционный менеджмент в медицинской организации. Экономическая оценка инвестиций.

-

4

20.

Налогообложение медицинской организации.

-

4

 

ИТОГО (всего -    44           АЧ)

-

44

 

 

4.4. Распределение тем практических/клинических практических занятий по годам

п/№

Наименование тем  практических занятий по годам

 

Объем в АЧ

 

Здравоохранение как отрасль социальной сферы экономики

Год 1

Год 2

1.

Здравоохранение в системе рыночных отношений. Особенности рынка услуг здравоохранения.

-

4

2.

Финансово-кредитная система и социальный сектор.

Финансирование здравоохранения. Внутренние источники финансирования.

-

4

3.

Методы оплаты медицинской помощи.

-

4

4.

Индикаторы социально-экономической эффективности здравоохранения.

-

2

 

Основы медицинского страхования.

 

 

5.

Медицинское страхование как механизм социальной защиты в области охраны здоровья.

-

2

6.

Взаимоотношения субъектов медицинского страхования.

-

2

7.

Актуарные расчеты в медицинском страховании

-

2

8.

Расчет тарифов (ценообразование) в медицинском страховании

-

2

 

Экономика медицинской организации

 

 

9.

Экономические аспекты функционирования различных типов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и коммерческих организаций

-

6

10.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных организаций. Смета казенного учреждения.

-

6

11.

Бухгалтерский и управленческий учёт. Бюджетирование как современный инструмент управления ЛПУ. Калькулирование себестоимости медицинской услуги, основанное на операциях. Пооперационное калькулирование или АВС-система.

-

6

12.

Принятие ценовых решений. Цена медицинской услуги. Цена лекарственного средства.

-

6

13.

Оплата труда медицинских работников

-

6

14.

Применение индикаторов интенсивности, результативности и качества выполняемых работ медицинским персоналом в системе дифференцированной оплаты труда.

-

4

15.

Экономический анализ деятельности медицинской организации. Финансовый учёт и финансовый анализ.

-

6

16.

Клинико-экономический анализ в медицине.

-

6

17.

Аутсорсинг как современный инструмент эффективности деятельности ЛПУ.

-

4

18.

Структура бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана. Презентация бизнес-плана.

-

12

19.

Инвестиционный менеджмент в медицинской организации. Экономическая оценка инвестиций.

-

8

20.

Налогообложение медицинской организации.

-

8

 

ИТОГО (всего -    100          АЧ)

-

100

 

4.6. Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам

п/№

Наименование вида СР*

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных); подготовка рефератов, эссе, докладов, выступлений

-

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -         72      АЧ)

 

72

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных), ведения медицинской документации, подготовки рефератов, эссе, докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, и т.д.

 

5. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

5.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:

№ п/п

Год

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

2

зачет

Здравоохранение как отрасль социальной сферы экономики

контроль самостоятельной работы

3

8

  1.  

2

зачет

Основы медицинского страхования

тесты

1

3

  1.  

2

зачет

Экономика медицинской организации

задания

3

10

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

5.2. Примеры оценочных средств:

1.  Тест. Целью ценообразования может являться:

А. Покрытие издержек, постоянное их снижение.

Б. Обеспечение рентабельности процесса предоставления медицинских услуг.

В. Повышение конкурентоспособности данной организации здравоохранения.

Г. Завоевание потенциального рынка потребителей услуг здравоохранения.

Д. Формирование стабильного потока пациентов.

Е. Все ответы верны.

Ж. Все ответы неверны.

З. Верны только ответы А и Б.

Ответ: Е.

 

 

2. Задание:

Сделайте приблизительный расчёт расходов на обязательное медицинское страхование жителей Вашей территории, если известны следующие данные, за период:

А) Заболевание                          Число госп.    Стоимость 1 госпитализации

     Кишечные инфекции                    452                                  758 руб.

     Туберкулёз органов дыхания         25                                  1041 руб.

      Инфекционный гепатит             67                                   498 руб.

Б)                                             Число посещ.  Стоимость 1 посещения поликлиники

       Терапевты                           5030000                                     76 руб.

        Педиатры                            4647200                                    78 руб.

        Акушеры-гинекологи          1993400                                     81 руб.

 

5.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

1.Тесты

1. Цена медицинской услуги это:

А. Денежное выражение стоимости

Б. Рыночный параметр, зависящий от спроса и предложения на медицинские услуги

В. Отражение затрат на оказание одной медицинской услуги

Г. Сумма денег, которую пациент готов заплатить и за которую врач готов реализовать свою медицинскую услугу

Ответ: Г

 

2. Целью ценообразования может являться:

А. Покрытие издержек, постоянное их снижение.

Б. Обеспечение рентабельности процесса предоставления медицинских услуг.

В. Повышение конкурентоспособности данной организации здравоохранения.

Г. Завоевание потенциального рынка потребителей услуг здравоохранения.

Д. Формирование стабильного потока пациентов.

Е. Все ответы верны.

Ж. Все ответы неверны.

З. Верны только ответы А и Б.

Ответ: Е.

 

3. Стандарт медицинской помощи дает возможность:

А Представить научно-обоснованные затраты ЛПУ.

Б. Оценить качество медицинской помощи.

В. Защитить права пациента.

Г. Защитить права врача и страховать его профессиональную ответственность.

Д. Все ответы верны.

 

4. Выберете наиболее современную расчетную единицу цены медицинской услуги в соответствии с «Номенклатурой работ и услуг». (от 12 июля 2004 г).:

А. Цена, рассчитанная на одну простую медицинскую услугу.

Б. Цена, рассчитанная на одну условную единицу трудоемкости (1 УЕТ).

В. Цена одного койко/дня.

Г. Цена одного посещения.

Д. Цена, рассчитанная  на одного пролеченного больного по данной нозологической форме.

Ответ: Б.

 

5. Выберете, какие затраты необходимо включать в тариф медицинской услуги ЛПУ:

А. Оплата труда.

Б. Начисления на оплату труда.

В. Медикаменты и перевязочные средства.

Г. Продукты питания (для стационара).

Д. Мягкий инвентарь и обмундирование.

Е. Коммунальные и прочие хозяйственные расходы.

Ж. Приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

З. Те, которые финансируются по бюджету.

И. Те, которые финансируются по ОМС.

К. Все перечисленные.

Л. Зависит от экономической цели.

Ответ: Л.

 

6. Выберете правильный ответ: Коэффициент эффективности использования коечного фонда  рассчитывается по формуле:

Кэ = К r +  Кc

А. Неверно.

Б. Верно.

Ответ: Б.

 

  1. Выберете наиболее точный ответ: «Частное от деления (Сумма доходов + Сумма средств в сформированных резервах) : (Сумма расходов за тот же период), это:

А. Коэффициент финансовой устойчивости

Б. Коэффициент эффективности.

В. Показатель деловой активности.

Ответ: А.

 

2. Задание 1.

Рассчитать экономическую эффективность использования коечного фонда Кэ и экономический ущерб в зоне неэффективности в ревматологическом отделении, если:

F = Cумма финансовых средств, затрачиваемых на содержание всего коечного фонда отделения   равна                                                                               4 млн.руб. в год.

Un –нормативный  показатель занятости койки в год                 330 дней

Аn – средняя длительность госпитализации                              16,2 дня

Uf – фактическая занятость койки в год                                      345 дней

Аf – фактическая средняя длительность госпитализации:        18 дней

 Uc -  целевое использование коечного фонда                          242 дня

Задание 2.

Подставив гипотетические значения показателей, сделать расчет каждого из названных показателей и найти коэффициент эффективности работы врача данного отделения. 

Эффективность работы

медицинского персонала = Кк  х   Кс  х Ки  х  Кр  х  Ку

Задание 3.

Рассчитать точку безубыточности деятельности гипотетического ЛПУ, если:

FC = 103115 руб.;

Р = 37 руб.;

VC на 1 услугу = 21 руб..

 

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

6.1. Перечень рекомендуемой литературы

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов под общей редакцией А.В. Решетникова М. ГЭОТАР –МЕД. -2003.- 272с.

 

2

150

2

Экономика здравоохранения: Учебное пособие

/ Под редИ.М.Шеймана  - М.: ТЕИС, 2001. -324с.

2

-

3

Решетников А.В., Шамшурина Н.Г., Алексеева В.М. Применение клинико-экономического анализа в медицине  - Гэотар-Медиа. -2009. – 179 с. 

 

10

100

4

Шамшурина Н.Г. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении.- М.:МЦФЭР, 2005.- 320 с.

 

2

-

5

Семенов И.Ю. Основы организации здравоохранения в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, 2012. – 70с.

25

-

6

Семенов И.Ю. Основы финансирования здравоохранения. Учебное пособие. – М.: Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, 2012. – 72с.

25

-

6.2. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы интернов/ординаторов (при наличии).

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Методические рекомендации «Дифференцированная оплата труда ВОП/СВ в условиях ОМС»/ И.Н. Денисов, Н.Г. Шамшурина, Е.Е. Кобяцка, Т.Н. Жилина. – М: Изд. «Линор», 2005.-35с.

 

2

-

2

Методические рекомендации

«Финансирование общих врачебных (семейных) практик в условиях   обязательного медицинского страхоания»/     И.Н. Денисов, Н.Г. Шамшурина, Е.Е. Кобяцка, Т.Н. Жилина. -   М.:ММА, Изд. Дом           «Русский врач», 2006. – 54с.                                           

 

3

-

3

Слайды по темам курса «Экономика здравоохранения»

16

-

            6.3. Перечень методических рекомендаций для преподавателей (при наличии).

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Методология проведения мастер-классов, семинаров и тренингов (экономика)/  Под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова. – М.: ГЕОТАР - Медиа, 2007.-80с

4

-

2

Учебно- методический комплекс раздела ООП «Экономика здравоохранения»

1

-

 

 

 

 

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

7.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

                1.    Учебные кабинеты

                2.     Компьютерный класс

7.2. Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1.   Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран)

2. Персональный компьютер

3.  Телевизор

4. Видео- и DVD  проигрыватели

4. Ксерокс

5. Флипчат

 

8. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Проблемная лекция

2. Групповая дискуссия  («Круглый стол на  актуальную тему»)

3. Самостоятельная работа ( тренинговые методы)

4. Проектирование

5. Ситуация -кейс

Всего 40%  интерактивных занятий от объема аудиторной работы.

8.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

1. Изучить Федеральные законы РФ, отражающие вопросы финансирования здравоохранения, Постановления правительства РФ, «Программу государственных гарантий…» на текущий период, научные издания и публикации по проблемам финансирования здравоохранения. Подготовить научные доклады для круглого стола на тему

«Финансирование здравоохранения в условиях модернизации» и принять участие в обсуждении.

2. Задание для проектирования и рекомендации по его выполнению:

Ординаторы объединяются в малые группы (по3-4человека), в рамках которых будут разрабатываться бизнес-планы гипотетических медицинских организаций.

 Предварительная работа в малых группах состоит в следующем

1)выбрать цель проекта, в соответствии с которой определяется вид бизнес-плана (аналитический, инвестиционный или инновационный);

2)определяется оптимальная организационно-правовая форма медицинской организации для реализации цели проекта.

Целесообразно предложить ординаторам использовать организационно-правовые формы как коммерческих, так и некоммерческих медицинских организаций.

3. Пример ситуационной задачи:

     Выручка АО «Медицина» равна 80 млн.руб., издержки – 40 млн.руб., ставка налога на прибыль – 20%, активы – 100 млн.руб. Найдите прибыль на инвестиции:

1) в исходном случае; 2) после увеличения фонда оплаты труда на 10 млн.руб.; 3) после получения дополнительной выручки 20 млн. руб. в результате рекламной кампании; 4) после получения кредита 50 млн.руб. 5) после выкупа собственных векселей на 30 млн.руб.; 6) после дополнительной эмиссии акций на 50 млн. рублей.

8.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. http://www.minzdravsoc.ru/

2. http://www.rosmedportal.com

3. Единый образовательный портал: http://www.mma.ru

4. Шамшурина Н.Г. Финансирование здравоохранения: затраты на лечение сахарного диабета 2 типа в Российской Федерации и зарубежных странах.- Под ред. акад. РАМН И.Н. Денисова, член-корр. РАМН В.З. Кучеренко.- М.: «Русский врач», 2009. – Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве электронного учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Профессор кафедры, д.э.н., профессор Шамшурина Н.Г.

                           Доцент кафедры, к.э.н., доцент Кобяцкая Е.Е.

                           Доцент кафедры Жилина Т.Н.